Утром, около 5:00 21 декабря, народные депутаты Украины приняли во втором чтении законопроект №5000. Само по себе это событие могло бы и не выглядеть столь резонансным, если бы за данным документом не скрывался проект государственного бюджета на 2017 год. К слову, ранее украинские власти уверяли, что главный финансовый документ страны будет принят в целом не позднее 9 декабря.
Однако «что-то пошло не так», и в итоге парламентарии традиционно разбирали и голосовали его в напряженной, конфликтной обстановке на протяжении всей ночи на одном из последних пленарных заседаний. При этом финальный вариант документа оказался практически никому не известен – многие правки вносились «с голоса» и фиксировались хаотично. Эксперт Иван Угляница проанализировал для Forbes бюджетный процесс образца декабря 2016-го и его противоречивые итоги.
Одну из известных цитат, приписываемых Виктору Степановичу Черномырдину – «отродясь такого не было, и вдруг опять» – можно бесконечно повторять как иллюстрацию функционирования власти и принятия госрешений в нашей стране. Из года в год властьимущие обещают населению, что уж в следующий раз принятие бюджета будет построено на совершенно новых принципах: открыто, понятно, в интересах людей и государства.
Но наступает следующий год – и день (а точнее, ночь) сурка повторяется. Депутаты, министры, президенты и прочие заинтересованные лица лихорадочно принимаются делить шкуру неубитого медведя, торгуясь, меняясь, внося какие-то предложения «с голоса», закрывая заседания бюджетного комитета, записывая многие изменения без фактического голосования, задним числом. И все это происходит впопыхах в последний день (точнее, ночь) сессии, потому что все заинтересованные стороны понимают, что можно попробовать-таки выхватить заветное финансирование именно в эту волшебную ночь, когда начинают сбываться политические желания.
Ни для кого не секрет, что бюджет и бюджетная политика давно стали единственной целью и причиной существования политики и власти в нашей стране. Все остальные политики, экономическая, социальная, международная и так далее, являются деривативами от самой главной цели – распределения денежных потоков, которое еще называют государственным бюджетом.
И дело даже ведь не в том, что в очередной раз в бюджете выделены определенные льготы чуть ли не персонально с фамилиями и адресами – этим уже сложно удивить. И не в том, что все эти «пожелания» и распределения денег собраны хаотично и бессистемно до такой степени, что уже наутро депутаты, министры и заинтересованные лица спорили в Фейсбуке, что же на самом деле приняли и в какой форме. Дело в том, что сама система давно как раз и состоит в этой бессистемности и хаотичности.
Весь бюджет соткан из этих противоречий от начала до конца. Макроэкономические ориентиры не согласуются между собой – заложенные темпы роста, инфляция, темпы развития отдельных отраслей и так далее все больше напоминают попытку угадать отдельные показатели к концу года. Отраслевые и микроэкономические тенденции и ожидания не связаны с этими макроэкономическими гаданиями, а зачастую им и вовсе противоречат.
В итоге бюджет просто правят на месте в ручном режиме в зависимости от хода его выполнения. И следующий бюджет представляет собой преимущественно экстраполяцию предыдущего с некоторыми перегибами, что не мешает, впрочем, сохранять все эти несоответствия между заявленными принципами, так называемыми экономическими планами, ожиданиями, отраженными в бюджете, и его цифровым наполнением.
Продолжается пресловутый эксперимент с попыткой угадать, где же остались доходы в этой стране, откуда еще можно попробовать вытащить деньги. Так, например, провал с понижением единой ставки привел к следующему эксперименту – повышению минимальной заработной платы в два раза. При этом, как и ожидалось, продолжением данной истории станут различные попытки «отвязать» этот новый минимум для бюджетников, и оставить только для частных компаний и бизнеса. Можно также отметить и грандиозный провал экспериментов с уровнями ренты для добывающих компаний. О доходах от приватизации и конфискации в этой связи неприлично и вспоминать – на их фоне даже провалы по другим направлениям покажутся грандиозными успехами.
В целом, все, что касается внутреннего бизнеса, заметно отстает от плана поступлений, включая НДС по товарам, произведенным внутри страны.
Что продолжает наполнять бюджет согласно ожиданиям составителей – это импорт и связанные с ним налоги и акцизы, а также другие налоги на импортное потребление и акцизные товары. И, безусловно, население по всем видам налогов – от доходов, имущества, потребления и так далее.
Возвращаясь к теме соответствия заявленных прогнозов и реалий экономики – рост импорта при внутренней стагнации продолжает разгонять отрицательный торговый баланс. Это – при значительных выплатах в ближайшем будущем по внешнему долгу, туманных перспективах рефинансирования внешних долгов и продолжения программы МВФ, а также низких золотовалютных резервах – необратимо возобновит давление на национальную валюту. И далее, как следствие, на инфляционные процессы, и далее – по спирали.
Расходная часть бюджета ввиду факторов, отмеченных выше, и торгов до последней минуты, а также возможных правок постфактум, как уже неоднократно было с бюджетом и другими законами, пока остается туманной, если говорить о точных цифрах, но ключевые моменты особых изменений не претерпели.
Более 35% расходов бюджета составляет социальная сфера (преимущественно пенсии) и субсидии. В абсолютном и относительном выражении эти расходы практически такие же, как финансирование всех потребностей, связанных с обороной, внутренним правопорядком, образованием и медициной.
Фактически, учитывая впечатляющий рост субсидий и продолжение перекладывания расходов государственных и частных энергетических компаний на бюджет, и в конечном итоге на налогоплательщиков, государство продолжает давить на доходы этой сокращающейся части населения, которое и так содержит всю страну, изымая все больше через налоги, тарифы, регулируемые цены и акцизы.
В итоге весь бюджет (если смотреть на него в реальном, а не в номинальном выражении) превращается в шагреневую кожу, как и та часть населения и бизнеса, которая обеспечивает его наполнение своей активностью и экономической деятельностью. Растущее давление со стороны государства не предлагает взамен никаких компенсаторов и альтернатив для того, чтобы активное население и бизнес могли расширить свою базу деятельности и увеличить доходы.
Именные скидки и субсидии для отдельных бизнесменов (как, например, для производителей курятины, из которых львиная доля уйдет двум крупным бизнесменам) сложно считать такими компенсаторами или инвестициями в будущее, равно как и многие другие так называемые статьи «развития», которые по сути – просто форма вознаграждения либо платы определенным политическим субъектам.
Различные экспортные кредитные агентства, бесконечные земельные банки, госшахты и гешефты помельче в виде поддержки вокально-хореографических ансамблей и именных министерств местами становятся анекдотическими. Как и миллиардные инвестиции на достройки госшахт, с тем чтобы в дальнейшем выделять этим госшахтам субсидии и помощь, дабы они не закрылись вслед за открытием. Или программы с такими загадочными названиями, как, например, «Модернизация системы социальной поддержки» стоимостью около 8 млрд грн (по нынешнему курсу), и другие подобные системы жизнеобеспечения государевых людей.
Таким образом, вполне можно констатировать: очередной бюджет стал бюджетом развития, как любят говорить депутаты и различные чиновники. Персонального развития и обогащения, базирующегося на раннефеодальных принципах производства и распределения социальных благ.