Глава Государственного агентства по вопросам электронного правительства Александр Рыженко рассказал о том, какие услуги можно получить в электронном виде, почему запуск е-правительства движется медленно и на какие деньги его внедряют Фото: Государственное агентство по вопросам электронного правительства
Говоря об успехах электронного правительства в Украине, упоминают преимущественно опыт Львова, Днепра и Киева. Тем не менее, онлайн уже можно оформить субсидию, получить лицензии на экспорт и импорт товаров, получить выписку о нормативной денежной стоимость земельного участка или подать декларацию об отходах. В конце интервью вы можете найти инфографику, которая резюмирует, какие услуги уже переведены в электронный вид, а какие будут доступны онлайн в ближайшее время.
Агентство работает в Украине уже около двух лет, о каких результатах деятельности на сегодняшний день вы бы говорили?
За эти два года появились первые настоящие электронные услуги в важных для граждан и бизнеса сферах, открыты приоритетные наборы государственных данных, внедрен электронный документооборот между министерствами. Основная сложность касалась подготовки и согласования нормативных документов, которые предполагают много изменений от госорганов. Для примера, только концепцию развития электронных услуг мы согласовывали больше года. Утвердил ее Кабмин только в ноябре 2016-го. Такие документы всегда сложно согласовываются госорганами, да и правительство менялось, а потому процесс согласования пришлось начинать сначала.
Какие данные были открыты?
В целом более 10 тысяч разных наборов информации, среди них единый государственный реестр юридических и физических лиц, реестр плательщиков НДС, реестр лицензиатов-землеустроителей.
К сожалению, очень много данных еще плохого качества, ведь этот процесс стартовал недавно, не все еще понимают, как это делать и зачем, не все технически готовы.
Какие новые данные госорганов будут открыты и какие данные просят публиковать активисты?
Запросы от общественных организаций касаются открытия информации из существующих реестров. Это в первую очередь реестры Минюста, Фискальной службы, Министерства здравоохранения, Минприроды, Судебной администрации. Это информация госорганов, которая может использоваться общественными организациями или стартапами для их деятельности и контроля власти, а также создания проектов. И мы активно сотрудничаем с этими органами, чтобы обеспечить открытие этих данных.
Не все госорганы и учреждения открывают данные. Нужно просто чуть больше времени?
Есть разные причины, почему госорганы и госкомпании не открывают данные. Иногда они не готовы технически — например, данные представлены в неудобном формате или только в бумажном виде. То есть, кое-кому нужно еще трансформироваться и автоматизироваться. Часть органов очень забюрократизированы, и их необходимо нормативно обязать эти данные открывать.
Нужно работать и с госучреждениями, и с обществом, чтобы они понимали, почему данные нужно открывать, как их использовать и какая от них польза вообще.
То есть, должен быть спрос, а мы должны драйвить предложение.
Давайте вернемся к электронным услугам, какие из них уже были запущены?
Изначально мы выбирали услуги исходя из их общественной значимости. Необходимо было реализовать популярные услуги, те, у которых большая аудитория, где есть сложности, большие коррупционные риски и прочее. Также мы стремились работать с органами, которые готовы к изменениям. Кроме того, мы решили переводить в электронную форму услуги, под которые нормативку можно поменять максимально быстро, то есть порядок которые определен постановлением правительства или приказом, но не законом. Внести изменения в постановление можно за три-шесть месяцев, чтобы поменять закон может и года не хватить. Разница чувствуется.
Что говорить, если внесение изменений в постановление для электронных услуг в сфере экологии у нас заняло практически год, ведь менялся министр и необходимо было снова доказывать, что это необходимо.
Сейчас гражданам и бизнесу доступно более 20 услуг в строительной сфере (начало, завершение строительных работ и строительная лицензия), земельной сфере (разнообразные выписки, согласование проектов землеустройства и регистрации земельного участка). Через несколько недель будут запущены очень важные е-услуги в сфере регистрации бизнеса. Также хороший эффект имело внедрение е-услуги по назначению субсидии.
На каком этапе реализация этой услуги?
С ноября она полностью переведена в электронный вид. Если человек использует какое-то из средств идентификации — банковскую идентификацию или электронную цифровую подпись — ему вообще не нужно никуда ходить. Согласно статистике, в течение последних двух-трех месяцев 15% предоставленных субсидий выданы как раз в электронном виде. Также из социальных услуг в электронный вид в прошлом году мы перевели помощь при рождении ребенка.
Какие из услуг, которые должны быть переведены в электронный вид в течение 2017-го и последующих лет, вы бы назвали самыми важными для бизнеса и граждан?
Мы подготовили вместе с Минэкономразвития проект постановления по переводу всех лицензий в электронную форму. Мы ожидаем его принятие в течении месяца и также перейдем к внедрению е-услуг.
Но у нас вообще есть уже утвержденная Концепция, в которой определен список из 46 приоритетных административных услуг, которые должны быть внедрены в первую очередь. Среди них услуги в земельной сфере, строительной, экологической, регистрации авто и места жительства, выдача паспортов и прочее.
Что может сделать Агентство, чтобы переводить услуги в электронный вид быстрее, чем, например, за год?
Основой для электронных услуг является внедрение электронного взаимодействия с между реестрами, что позволит существенно упростить и повысить эффективность административных процессов. Даже чтобы предоставлять услуги в бумажном виде, центрам админуслуг необходим эффективный доступ к реестрам.
Это как электронная система документооборота?
Не совсем. Речь идет об электронном взаимодействии информационных систем органов. Например, чтобы зарегистрировать имущественные права у госрегистратора, вам нужно получить разрешение из Государственной архитектурно-строительной инспекции на введение в эксплуатацию. Так вот, теперь сама система делает запрос в реестр ГАСИ, получает информацию и от человека больше не требуют справки. Или же более сложный пример. Для верификации соцвыплат необходима информация из 20 разных информационных систем, а если бы данные были в надлежащем виде, можно было бы собирать информацию не вручную, а автоматически. С 1 января мы реализовали взаимодействие между ключевыми информационными системами. В частности, между реестром юрлиц и физлиц-предпринимателей, реестром имущественных прав на недвижимое имущество, земельным кадастром, реестром плательщиков налога на добавленную стоимость, предпринимателей, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве и так далее.
Сколько приблизительно необходимо времени, чтобы эта система заработала?
Закупка системы должна состоятся в феврале-марте, а запустить планируем в первом полугодии 2017-го.
А с электронным документооборотом какая сейчас ситуация в госорганах?
У нас сегодня 76 органов центральной власти, практически у каждого есть система электронного документооборота. Но у каждой системы есть, скажем так, стадия ее развития, которая зависит от технической способности органа, наличия специалистов, средств, размера органа, сложности процессов и так далее. Практически в 100% органов есть система электронной регистрации документов.
Что это значит?
Орган в обязательном порядке регистрирует документы в электронном виде. Но дальше документ может идти в бумажном или электронном виде, в зависимости от внутренней системы документооборота.
Сегодня где-то 10-12% центральных органов власти внутри работают исключительно в электронном виде.
То есть, документ приходит в электронном виде, в таком же виде согласовывается и обрабатывается. Если его необходимо отправить в другой орган власти, он просто подписывается электронной цифровой подписью. А есть органы, куда документ приходит в электронном виде, потом распечатывается и дорабатывается на бумаге, возвращается обратно, сканируется, подписывается электронной цифровой подписью и отправляется в другой орган.
Между органами с августа 2016-го работает система электронного взаимодействия. То есть все документы, срок хранения которых не превышает пяти лет, между центральными органами власти и Секретариатом Кабмина ходят исключительно в электронном виде.
Агентство работает с органами власти, дабы те перешли на внутренние эффективные системы документооборота. По нашим подсчетам, есть 7-8 разных информационных систем для этих потребностей, которые используют органы власти. Но орган самостоятельно пишет техническое задание и выбирает на тендере систему, которая больше всего подходит ему по цене и условиям. Процессы, которые автоматизируются, как правило очень похожи и связаны с базовыми процессами — входящие и выходящие документы, обращения граждан. Но вместе с тем, есть органы с региональными отделениями, у них эти процессы более сложные. Например, есть обладминистрации, где система работает только в их структуре, а есть более продвинутые, которые в эту систему включили все районы и сейчас подключают новосозданные общины. Все зависит от готовности руководства.
Готово ли государство сегодня финансировать e-правительство?
За время существования Агентства бюджетные деньги выделялись только на его содержание. Практически все время мы работаем с донорами, которые предоставляют в том числе международную техническую помощь. Запуск электронных услуг — это каждый отдельный проект, в рамках которого работаем с конкретными донорами и с органом власти, который предоставляет эту услугу. Последние два года мы работали с большими донорами, такими как USAID и немецкое бюро сотрудничества GIZ.
В целом, если задаться целью, деньги найти можно.
Однако сегодня проект Плана приоритетных действий впервые предусматривает большое количество задач именно по развитию электронного управления, под которые предусмотрено бюджетное финансирование.