Украинцев в очередной раз пугают повышением пенсионного возраста. Якобы на этом настаивает главный кредитор Украины — Международный валютный фонд. Министр соцполитики Андрей Рева назвал подобное требование МВФ политическим и заявил, что Кабмин его не поддержит. В качестве альтернативного варианта сокращения дефицита Пенсионного фонда (ПФ) он предложил расширить круг лиц, уплачивающих взносы в ПФ. Попросту говоря, “отжать” недостающие средства у трудоспособных граждан и бизнеса.
Масштаб проблемы
По словам Ревы, в 2017 году дефицит ПФ составит 141,5 млрд грн — около 5% ВВП. Таким образом, на армию пенсионеров из госбюджета выделяется больше, чем на МВД, Министерство обороны и СБУ вместе взятых.
При этом жизнь рядовых пенсионеров трудно назвать сладкой. С 1 января 2017-го размер минимальной пенсии в Украине составил 1,2 тыс. грн (около $45), а средняя пенсия — 1,9 тыс. грн (около $70). “Если сравнить среднюю пенсию со средней зарплатой, то есть рассчитать так называемый коэффициент замещения, мы увидим, что показатель Украины ниже, чем у стран Центральной и Восточной Европы. А если учесть, что средняя зарплата у нас занижена из-за высокой доли теневых доходов, положение украинских пенсионеров выглядит ещё хуже”, — комментирует ситуацию замдиректора Центра экономической стратегии Мария Репко.
По её словам, дополнительно отягощают ситуацию многочисленные льготы — повышенные пенсии, досрочный выход на заслуженный отдых и т.п. В совокупности с низким, по зарубежным меркам, пенсионным возрастом это приводит к увеличению армии пенсионеров, высоким государственным расходам на их содержание и, как следствие, неудовлетворительному уровню жизни их получателей.
Собрать и поделить
В Кабмине особо не скрывают, что увеличение минимальной зарплаты с 1 января 2017 года до 3,2 тыс. грн в месяц направлено не столько на повышение уровня жизни украинцев, сколько на рост налоговых отчислений и сборов в ПФ. Эту же цель, по всей видимости, преследует и введение обязательной уплаты единого социального взноса (ЕСВ) в ПФ для физлиц-предпринимателей (ФЛП) вне зависимости от наличия оборота. Ранее предприниматели, не ведущие деятельность, уплачивали ЕСВ лишь по желанию.
“В Украине небольшие налоги, но их должны платить все. Истории о “спящих предпринимателей” мы должны забыть как ужасный сон. Такого хаоса нет нигде в мире. Ни одна страна, где 50% граждан не платит налоги, не стала процветающей”, — заявляет вице-премьер Павел Розенко.
Опрошенные Фокусом экономисты сомневаются в эффективности предложенных правительством мер. Так, по мнению исполнительного директора Центра социально-экономических исследований “CASE Украина” Дмитрия Боярчука, влияние фискальных инструментов на наполнение бюджета будет ограниченным — нельзя рассматривать экономику в статике, как это сейчас делают в Кабмине. То есть надеяться, что, обложив 200 тыс. предпринимателей дополнительными 300 грн налога в месяц, можно собрать на 60 млн грн в месяц больше поступлений в бюджет. Простая арифметика тут не работает. “Экономика — живой организм. Ведь для кого-то дополнительная нагрузка попросту уничтожит смысл предпринимательской деятельности”, — говорит Боярчук.
Согласна с ним и Репко. “Решение правительства о повышении минимальной зарплаты и изменения, касающиеся уплаты ЕСВ, принимались без надлежащих расчётов. Уже известно, что некоторые научные институты отправляют работников в неоплачиваемые отпуска. Можно предположить рост скрытой безработицы”, — считает эксперт. Кроме этого, после введения обязательства уплачивать ЕСВ для “спящих” ФЛП, в Украине ликвидировалось более 100 тыс. предпринимателей.
Помимо прочего, закручивание гаек может обернуться стагнацией экономики, которая в конце 2016 года едва показала робкий рост.
Популярная механика
В риторике власти скорее прочитывается не экономическая целесообразность, а политические мотивы — желание понравиться избирателям. Вряд ли заявления об отказе от повышения пенсионного возраста адресованы представителям среднего класса или тем, кто в силу своего образования, рода деятельности, личностных качеств и системы ценностей в потенциале мог бы сформировать в Украине средний класс. Такие люди обычно не верят в государственную пенсионную систему, рассчитывают только на себя и куда бы лучше отреагировали на расширение прав и экономических свобод.
“Идея поднимать налоги вместо повышения пенсионного возраста имеет под собой чисто популистскую основу — традиционно ценится политическая поддержка от пенсионеров и тех, кто скоро уйдёт на пенсию, как широкого и политически активного звена граждан. В сознании чиновников таким избирателям достаточно легко угодить, поднимая пенсии или воздерживаясь от повышения пенсионного возраста”, — утверждает Репко. Именно поэтому в Украине годами избегают проведения полноценной пенсионной реформы, а проблема дефицита ПФ только усугубляется.
Кроме повышения пенсионного возраста и предложенной властью фискальной альтернативы существуют и другие способы снижения дефицита ПФ. В числе стандартных путей решения проблемы Дмитрий Боярчук называет ограничение темпов роста пенсий, активное содействие повышению доходов граждан и улучшение демографической ситуации.
Но в наших условиях это неосуществимо. Консервация низких пенсий вряд ли станет популярным решением. То есть индексация, хоть и незначительная, будет продолжаться. Так, в 2017-м минимальную пенсию планируют повысить на 10%. А увеличение доходов граждан для улучшения ситуации с наполнением ПФ должно быть не искусственным, за счёт повышения минималки, а естественным — вызванным расширением экономических свобод, ростом бизнес-активности и т. п. Демографическая ситуация тем временем ухудшается за счёт вымывания из Украины за рубеж трудоспособного населения.
Так что предлагаемый МВФ вариант повышения пенсионного возраста — далеко не самый плохой. “Постепенного повышения пенсионного возраста не стоит пугаться, — считает Репко. — Другой вопрос, что без создания возможностей и мотивов накапливать и инвестировать сбережения, открытия для украинских граждан мировых финансовых рынков, доступа к услугам иностранных пенсионных фондов, пенсионная проблема останется в Украине ещё на много лет или вообще навсегда”.
Совсем необязательно, что отказ повышения пенсионного возраста в краткосрочной перспективе может поставить точку в сотрудничестве Украины и МВФ и сделает невозможным получение очередного транша в рамках программы расширенного финансирования. “В списке МВФ много других важных реформ, которые при качественном внедрении могут понравиться фонду. Например, земельная реформа”, — комментирует ситуацию Дмитрий Боярчук. Однако для проведения земельной реформы у власти может не хватить политической воли. Тогда сотрудничество с МВФ может быть заморожено на неопределённый срок под прикрытием риторики о защите социально незащищённых слоёв населения. Именно так в своё время и действовало правительство Азарова, предпочитая кредитам от МВФ дорогие займы на свободном рынке.
Однако, по всей видимости, ухудшение отношений с МВФ и реакция бизнеса и экономически активных граждан на ужесточение фискальной политики для чиновников более приемлемая ситуация, чем раздражённый электорат.