О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ ДО 3200 ГРН. В 2017 ГОДУ
Independent Macroeconomic Forecasts Group (Ukraine) являющаяся независимым неформальным объединением экономистов Украины, ставящей своей целью прогнозирование основных тенденций развития экономики страны и анализ решений, принятых финансовыми властями, завершила эконометрический расчет по вопросу повышения минимальной зарплаты в 2017 году до 3200 гривен.
Основываясь на открытых данных статистики бюджетной, монетарной и фискальной политики, изучив заявления (включая пресс-конференцию вице-премьера по социальной политике и премьер-министра Украины, а также данные изложенные на официальных сайтах и в пресс-релизах на Правительственном портале), включая комментарии критиков правительственного решения со стороны основных экономических экспертов и комментарии ведущих журналистов, мы осуществили собственные расчеты и пришли к следующим выводам:
- Решение о повышении минимальной зарплаты до 3200 грн. приведет к увеличению фонда оплаты труда в экономике в 2017 году на 28,1 млрд. грн., включая 12,8 млрд. грн. в государственном секторе и 15,3 млрд. грн. в частном секторе. Учитывая тот факт, что выплаты эти будут касаться в первую очередь беднейших слоев населения страны, мы можем с уверенностью утверждать, что на эти 28 млрд. грн. будет увеличен ЧИСТЫЙ ВНУТРЕННИЙ СПРОС в экономике на продукты преимущественно отечественного производства, преимущественно продовольственной корзины.
- В зависимости от того, насколько предпринимателями страны будет или не будет востребована налоговая льгота по уплате НДФЛ – это приведет к увеличению уплаты этого налога от 0,42 до 5,04 млрд. гривен.
- Уплата ЕСВ (поступающего в Пенсионный Фонд) увеличится в результате такого повышения на 63,1 млрд. грн. а уплата единого налога, поступающего в местные бюджеты на 10,3 млрд. гривен.
- Расходы консолидированного бюджета Украины в результате принятия такого решения увеличатся на 12,8 млрд. гривен, а поступления от увеличения поступлений всех видов налогов вырастут на 73,8 млрд. грн. Таким образом «чистые дополнительные поступления» в Консолидированный бюджет Украины (включая Пенсионный фонд) от повышения минимальной зарплаты до 3200 грн. в 2017 году составят 60,1 млрд. грн.
- Мы однозначно негативно оцениваем увеличение «фискального процента ВВП» (возростание уровня налоговой нагрузки на экономику) в результате такого решения правительства на 2,3% ВВП до итоговых 42,3% (отталкиваясь от прогноза МВФ по ВВП Украины на 2017 год в 2571 млрд. грн.) , даже не смотря на очевидный позитивный эффект от роста внутреннего спроса на 3,5% ВВП (конечные потребительские расходы домохозяйств в 2 кв. 2016 составили 355,9 млрд. грн. умножим данное значение на 2 и на темпы роста ВВП в 2017—получим объем внутреннего спроса 2017 года- 809,5 млрд. грн. +28,1млрд. увеличат его на 3,5%) в будущем году (за счет роста зарплат наименее обеспеченных), однако не можем не признать что ЭТО БУДЕТ ИМЕТЬ МИНИМАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ИНФЛЯЦИИ В 2017 ГОДУ. Согласно нашим расчетам, инфляция в будущем году не превысит значения в 8-10%.
- Мы также отрицаем не только существенное, но и какое бы то ни было негативное влияние решения о повышении минимальных зарплат до 3200 гривен на уровень цен в 2017 году через инструмент «монетарной инфляции» и любые риски, связанные с этим фактором, поскольку дефицит бюджета-2017 не только не вырастет от данного повышения, но и, как свидетельствует вышеприведенный расчет, снизятся ввиду того, что в бюджет поступит дополнительные 60,1 млрд. гривен. Соответственно на эту сумму уменьшится как «чистый фискальный разрыв» бюджета 2017 года, так и необходимость его покрытия за счет покупки госбумаг со стороны Нацбанка. Соответственно, это позволит НБУ в 2017 году проводить более консервативную монетарную политику, не увеличивая темпы прироста денежной базы ради потребностей финансирования дефицита бюджета и не порождая дополнительных рисков «монетарной инфляции».
- Прогнозное значение «недопоступлений» в Пенсионный фонд в текущем году на 80,45 млрд. грн. за счет снижение ЕСВ до 22% в 2017 году будет покрыто за счет заявленного повышения минимальной зарплаты как минимум на 60 млрд. гривен, что, мы надеемся, положит конец дискуссии о целесообразности снижения налогообложения фонда зарплаты труда в стране.
- Резюмируя, мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что не смотря на всю прозвучавшую в последние дни критику (большая часть которой не была подкреплена соответствующими расчетами, пригодными для профессионального изучения и дискуссии), запланированное на 2017 год повышение минимальной зарплаты не рождает дополнительных ни инфляционных рисков ни рисков увеличения дефицита бюджета, а напротив, может иметь хоть и не значительное, но положительное влияние на увеличение внутреннего спроса.