В сентябре 2016 года МВФ одобрил предоставление Украине третьего транша в размере $1 млрд. Ожидалось, что следующий транш в $1,3 млрд Национальный банк получит к концу 2016 года. И хотя основные требования к украинским властям (национализация ПриватБанка и бюджет на 2017 год) уже выполнены, никуда не исчез вопрос пенсионной реформы и моратория на продажу сельскохозяйственной земли. Фокус вместе с экономистами разбирался в этих и других требованиях МВФ к Украине.
Главные маяки
Основные новшества последней версии меморандума о сотрудничестве Украины с МВФ, который опубликовала “Экономическая правда”, — монетизация субсидий, пенсионная реформа, аудит ПриватБанка, оценка выполнения акционерами ПриватБанка условий реструктуризации, земельная реформа, создание единого реестра получателей социальных выплат, создание законодательного поля для работы антикоррупционных судов. Сроки по всем требованиям слишком оптимистичные, поэтому, скорее всего, изменятся в финальной версии меморандума. Например, решение Кабмина по монетизации субсидий должно быть принято к концу текущего месяца, дедлайн по земельной и пенсионной реформам — март 2017 года. Последние два вопроса настолько болезненны, что сомнения вызывает даже год принятия решения. Минфин ожидает получение транша к концу февраля, хотя раньше речь шла о январе.
В довершение списка необходимых реформ спикер Международного валютного фонда Джерри Райз недавно заявил о том, что Украина должна активизировать реформу энергетического рынка. Тем не менее он не уточнял, что требование должно быть выполнено перед получением четвёртого транша, скорее всего, это обязательство нужно для сотрудничества МВФ и Украины в будущем.
Фокус собрал список самых громких требований и сроков их выполнения.
Пенсионная реформа
Дедлайн: март 2017. Согласно опубликованному меморандуму МВФ, пенсионный возраст будет повышаться постепенно. Для мужчин он будет увеличиваться на 4 месяца каждый год начиная с июля 2017 года, для женщин — на полгода начиная с 2021 года. К 2027 году и мужской, и женский пенсионный возраст должен достигнуть 63 лет.
Министр социальной политики Павел Розенко всячески опровергает любые требования по поднятию пенсионного возраста. По его словам, у министерства нет подобных обязательств перед МВФ. Он надеется на частичное решение проблем Пенсионного фонда за счёт повышения минимальной заработной платы до 3200 грн, предусмотренное бюджетом-2017.
Земельная реформа
Дедлайн: март 2017. Украина проигнорировала обязательство подать в Верховную Раду закон о рынке земель в сентябре 2016 года. МВФ установил новые сроки. Законопроект ожидаемо будут громко критиковать Радикальная партия и ВО “Батькивщина”. Минагропрод тем временем оценивает потери от моратория на продажу земли в $43 млрд (с 2004 года).
Аудит ПриватБанка
Дедлайн: январь 2017 г. — для выбора международной компании, которая будет проводить аудит ПриватБанка, конец июня 2017 г. — для выбора международного аудитора, который будет оценивать выполнение акционерами ПриватБанка условий реструктуризации
Ближайший дедлайн касается поиска аудитора, который проверит финансовую отчётность банка за последние полгода до его национализации. К концу июня нужно оценить выполнение условий реструктуризации.
Монетизация субсидий
Дедлайн: январь 2017. Речь идёт о возвращении средств, которые украинцы смогли сэкономить на коммуналке. Требование должно стимулировать население экономить электроэнергию. Также это позволит запустить рынок газа для населения. По словам руководства НАК Нафтогаз Украины, монетизация субсидий может заработать уже в апреле 2017 года.
Реестр получателей социальных выплат
Дедлайн: конец июня 2017. Вопрос создания реестра получателей социальных выплат поднимается давно, тем не менее пока он на уровне дискуссий. Реестр нужен для верификации всех социальных выплат.
Не хотелось бы никаких компромиссов и полумер в вопросах отмены моратория на продажу земли и проведения пенсионной реформы. Полумерами ничего не решить. Сложно понять, какие требования будут выполнены, а какие перенесены. Скорее всего, к концу марта не удастся выполнить ничего из значимого. МВФ будет вынужден переносить дедлайны.
В Украину не приходят инвестиции. Деньги — на открытом рынке, и в то же время у нас постоянно есть потребность рефинансировать свои долги. Участие Украины в программе МВФ даёт уверенность всем экономическим агентам, работающим в Украине. Это поддерживает невысокий рост экономики страны.
Транш необходим, чтобы национальная валюта не девальвировала. Эти деньги пойдут на резервы.
Требования МВФ к Украине идентичны предыдущим. Из-за их невыполнения в меморандуме теперь появляются новые пункты. Больше всего идут дискуссии о пенсионной реформе. В предыдущем меморандуме, когда Украина получила очередной транш МВФ, речь шла о выполнении параметрической пенсионной реформы. Она предусматривает отмену льготных выходов на пенсию, оставляя их только для силовиков, а также снижение верхней планки по размеру пенсий. Ситуация в Пенсионном фонде сложная. Нужно либо снижать расходы, либо пытаться искать дополнительные источники финансирования.
Отношение количества пенсионеров к работающим одно из самых высоких в Европе. Оно недопустимо даже с точки зрения здравой логики. У нас солидарная пенсионная система. Сто работающих обслуживают 120 пенсионеров. Критичной считается отметка даже в 80 пенсионеров. Резко растёт дефицит Пенсионного фонда. Это заставляет украинское правительство задуматься о том, как Пенсионный фонд может выжить. Возможен его полный коллапс. В Украине нельзя передать заботу о пенсионерах на плечи их семей. Одним из возможных способов уменьшения нагрузки на Пенсионный фонд является увеличение пенсионного возраста. Это крайне непопулярная мера в любой стране, а особенно в Украине. Другой выход — коллапс системы. Единственная альтернатива — вернуться к вопросу после проведения структурных реформ, когда экономика будет показывать рост не в 1,5%, а в 5%. Этого не будет даже согласно оптимистичному прогнозу Кабинета министров.
Монетизация льгот — не новое требование. Оно заложено в абсолютно всех меморандумах МВФ, адресованных Украине с 2008 года. В высококоррумпированных странах нужна монетизация любого рода социальных выплат, в том числе льгот.
Новый параметр меморандума — аудит ПриватБанка. В нём нет ничего удивительного. Украинские налогоплательщики получили подарок стоимостью в $5 млрд в виде национализированного ПриватБанка. Они имеют полное право узнать, что они купили. Аудит — правильное требование.
Украина задыхается от нехватки инвестиций, и вопрос открытия рынка земли тоже не был неожиданным. В лучшем случае в 2017 году Украина получит $2–3 млрд инвестиций. Страна, согласно рейтинговым агентствам Fitch и Standard & Poor`s, находится на пять ступеней ниже инвестиционного уровня. Есть возможность заманить инвесторов какими-то интересами в сельском хозяйстве. Решение политически сложное, учитывая все возможные баталии.
Должна быть политическая воля, чтобы реализовывать программу сотрудничества с МВФ. У Украины есть другие альтернативы — ничего не делать или искать компромиссы. Это будет означать, что работа с МВФ не перейдёт в активную фазу. Украина нуждается во внешней финансовой помощи как минимум $5 млрд. Если сотрудничества с МВФ нет, то его не будет ни с одной международной финансовой институцией.